ПБУ
  • Налоги и бухгалтерский учет
  • 6 Августа 2017

    Изменения в ПБУ 1/2008, на что обратить внимание бухгалтеру

    С 06.08.2017 вступили в силу поправки к ПБУ 1/2008, утвержденные Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н, рассмотрим некоторые из изменений.

    Большая часть поправок касается выбора способа ведения учета нестандартных хозяйственных ситуаций для которых федеральными стандартами не закреплен определенный способ ведения учета, также уточнены требования к рациональности ведения учета, а также условия выбора способа ведения учета в дочерних организациях группы компаний.
    Так, если в группе компаний головная организация утверждает свои стандарты ведения учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество должно выбирать способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.
    Таким образом, дочерняя компания должна следовать требованиям ведения учета в группе.

    Введено дополнительное условие в части рациональности ведения учета, так, если в прежней редакции рациональное ведение учета определялось исходя из условий хозяйствования и величины организации, то теперь необходимо еще будет учитывать соотношение затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации. При этом ПБУ не дает ответа на вопрос: что такое соотношение затрат на ведение учета и полезности этой информации, поэтому если организация решит воспользоваться этой нормой, то потребуется ввести локальный нормативный документ, в котором определить критерии при невыполнении которых следует считать, что требование о рациональности ведения учета может быть нарушено.

    Кроме того, организации, составляющие консолидированную или индивидуальную отчетность в соответствии со стандартами МСФО, теперь вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО.

    Установлена последовательность, которой следует придерживаться при выборе способа ведения учета, в случаях когда действующими стандартами не определен порядок отражения в учете для хозяйственной ситуации. Так, в первую очередь необходимо ориентироваться на требования международных стандартов финансовой отчетности, далее на федеральные либо отраслевые стандарты, определяющие порядок учета по аналогичным либо связанным вопросам. и только потом можно воспользоваться рекомендациями по ведению учета. Таким образом, при любой нестандартной хозяйственной ситуации, порядок ведения учета для которой не определен действующими стандартами, бухгалтеру потребуется искать ответ сначала в стандартах МСФО и затем только в отраслевых стандартах либо рекомендациях. Что потребует от бухгалтера умения хорошо ориентироваться в требованиях МСФО. Ранее при выборе способа учета можно было использовать как отраслевые стандарты так и МСФО на усмотрение организации.
    Здесь следует отметить, что есть некоторые послабления для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета и формирования отчетности. Такие организации, в случае отсутствия в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности. Напомним, что упрощенные способы ведения учета могут применять малые предприятия, некоммерческие организации, а также организации-участники Сколково.

    Если же результаты учета хозяйственной ситуации не будут использованы собственником организации либо внешними пользователями для принятия решений, иными словами если такая информация не является существенной, то организация может воспользоваться условием о рациональности ведения учета. При этом критерии отнесения информации к несущественной организация должна определить самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

    Таким образом, для всех хозяйственных ситуаций, не оказывающих существенного влияния на отчетность и для которых не определен способ ведения учета в отечественных стандартах, организация может выбирать способ ведения учета ориентируясь исключительно на требование о рациональности ведения учета, при условии что в учетной политике такой организации будут определены критерии существенности, что однако не отменяет необходимости изучения порядка ведения учета, который для таких ситуаций может быть определен с международных стандартах финансовой отчетности либо в отраслевых стандартов.
    Отсюда можно сделать общий вывод о том, что поправки существенно изменят подход к ведению учета и формированию учетной политики в отечественных организациях, а также увеличат объем нормативной базы, которую потребуется анализировать при выборе способа учета для нестандартных хозяйственных ситуаций

    источник m-kont.ru